По музеям Парижа, или Размышления дилетанта о высоком искусстве

В последний месяц я перевыполнила свой план по музеям.
Искусство переполняет меня и даже немножко расплескивается. 
В новый пост.

Итак, билан.
Нет, не Дима Билан.
#какэтобудетпорусски?
Итоги.
Итоги хождения туриста обыкновенного, в которого я превратилась выгуливая свою семью во время их каникул и себя любимую во время отпуска в Париже.
* * *
Мы начали с легкого.
С доступного.
Помните, были книги "Компьютер для чайников"? Они, кажется, даже в целую серию разрослись..
Так вот.
Усадьба-музей Клода Моне в Живерни - это доступное искусство для туристов без тонкой душевной организации, но которые все равно хотят прикоснуться к прекрасному.
"Высокое искусство для чайников".
Все понятно.
Вот вам домик.
Вот - рабочий кабинет.
Смотри, любуйся, фотографируй.
Знакомые пейзажи, красиво оформленные кистью поэта.
Цвета, оттенки, тени.
Вот где можно зависнуть на три часа, заняться медитацией, углубиться в воспоминания..
Картин немного.
Главное развлечение - сад, которым вдохновлялся месье Моне.
Место точно стоит посещения.
Вроде и музей. Но не утомительный.
Вроде и поумничал перед друзьями. Но в меру.
Вроде и в парке погулял. Но прикоснулся к великому.
На машине - час езды от Парижа. 
Вход - 9,50 евро.
Волшебное правило о первом воскресенье месяца (вход бесплатный) - в этом музее не работает.
Оставляю ссылку на сайт всем любопытным.

 











* * *
Вернемся в Париж.
В одно из самых туристических мест.
Сад Тюильри.
А что находится возле Тюильри?
Правильно, Лувр!
Но мы туда не пойдем.
Во-первых, мы не туристы, впервые приехавшие в Париж, у которых в обязательной программе - посещение мирового гиганта.
Во-вторых, давайте не будем обманывать сами себя.
Зачем нам идти в Лувр?
Чтоб не стыдно было перед родственниками?
"В Лувре был? - Был."
Чтоб не было стыдно перед самим собой?
"Я же был в Лувре. Все. Долг перед предками выполнил".
А не стыдно ли прогуливаться по огромным холлам музея и ничего не понимать? Лениться читать небольшую заметку о том или ином произведении? Потому что все равно ничего о нем не знаешь..
Посматривать все время на план-схему и думать "ну когда я уже все обойду?".
В общем, к Лувру надо готовиться.
С 5 класса общеобразовательной школы.
Чтоб по-тихоньку, по мере взросления добраться до Лувра.
И посвятить ему не 2 часа галопом, а как минимум, полдня, и то, только на одну определенную секцию, которая интересует вас больше всего.

* * *
Возле сада Тюильри, если стать спиной к Конкорду и лицом к воротам сада, по правую руку от вас - Музей  Оранжери.
http://www.musee-orangerie.fr/

Если вы, как и я, дура (которая не боится в этом признаться), думали, что это какая-нибудь оранжерея с цветочками, то позвольте представить: это картинная галерея с работами импрессионистов и постимпрессионистов. (П.С. Спасибо, гугл.)

Вообще, это, наверное, мой самый любимый музей.
С недавних пор.
У нас была любовь с первого взгляда.
Я, как обычно, опоздала.
Прибежала за час до закрытия.
И какой приятный сюрприз!
Вместо 9 евро за обычный тариф, я заплатила всего 6,50, так как "якобы" не успевала насладиться всеми произведениями искусства.
Я - успела.
Второй приятный сюрприз - всех художников я знала!
Нет, не лично, конечно.
Но моего образования (высшего) хватило на неподготовленный визит.
Я расслабилась, плечи расправила и пошла изучать произведения.
Сразу же поняла, что мне очень повезло, так как я до этого побывала в Живерни.
В этом музее выставлена самая главная композиция Моне "Нимфеи", которая состоит из 8 частей. И она становится намного ближе, когда ты все эти кувшинки видел вживую у него в саду.
Помимо Клода Моне, в музее Оранжери живут картины Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезана (на улице которого я живу), Анри Матисса, Поля Гогена и многих других.











Красивые картинки.
Почти как в Инстаграме.
* * *
Знаете, а идея пониженного тарифа продолжила развиваться в моей больной фантазии.
А что, если этот пониженный тариф предлагать всем, кто ничего не понимает в искусстве, но хочет попробовать разобраться?
Вот, например, когда идешь на балет, билеты на галерке будут намного дешевле, чем в первом ряду. Почему? Потому что хуже видно и ты не можешь насладиться этим видом искусства в полной мере.
То же самое с музеями.
Многие люди просто не видят.
Не знаю, что они не видят, так как сама к ним принадлежу.
Ни слуха, ни голоса.
Танцую, когда никто не видит.
Перед некоторыми картинами стою и не понимаю на что смотрю.
Вот для таких, как я - тариф для людей с ограниченными способностями.
Взял справочку у доктора - "бесталанный". Все. Экономишь.
Не во всех музеях. В самых сложных.
Вот Пабло Пикассо я пока тяну. С трудом, но получается.




Посмотрев некоторые его работы в музее Оранжери, решила идти до конца.
Следующий по плану - Музей Пикассо.
http://www.museepicassoparis.fr/






 Забавнее всего слушать комментарии других туристов в музее.
"О, так до 30-х годов он нормально рисовал!"
"Наверное, потом на кокаин подсел".
"О, так мой племянник тоже мог бы такое нарисовать!"

Было бы неплохо, если б все посетители, по предложенному ранее пониженному тарифу, перед тем как пройти в основной зал экспозиции, были обязаны прослушать кратенькую 10-минутную лекцию-пояснение.
Да, есть аудиогиды.
Есть экскурсоводы.
Но это для ответственных и сознательных.
А те, которые больше всего в этом нуждаются, не возьмут.

Что лично меня поразило, так это определение ценности картин.
Почему у Пикассо целый именной музей?
В центре Парижа?
Почему все, к чему он прикасался, - становится "золотым"?
Почему его черновики и наброски на газете за завтраком теперь обрамлены в красивые рамки и стоят миллионы? 
Связи? Нужные знакомства? Хороший пиар?
Кто и что определяет цену твоей работы?



* * *

Совсем рядом с музеем Пикассо находится еще один.
Музей Carnavalet. 
Музей истории Парижа.
http://www.carnavalet.paris.fr/

Маленькая передышка от дорогих художников и возвращение к истокам.


Фотографий немного, так как я забыла о телефоне и фотоаппарате, разинув рот, гуляя по коридорам и залам в течении двух часов.





Очень сложно осознать, что Елисейские поля действительно были полями!
Марсовое поле возле Эйфелевой башни - тоже полем!
А Эйфелевой башни вообще не было!

Вот только Нотр Дам помогал разобраться где что.

Чувства непередаваемые. Увидеть жизнь Парижа в разных столетиях.

При музее также есть милая лавочка с самыми красивыми книгами о Париже.
Вот где надо покупать сувениры!

* * *

Последний музей, который я посетила за время парижского отпуска - это музей современного искусства Мак Валь.
Он, наверное, заинтересует немногих, так как находится в пригороде.
Думала я.
Нет-нет, все такие толпы туристов.
А может, это были группы студентов.
Так как, к моему ужасу, они понимали на что смотрят!
Итак, парочка слов об экспозиции "Ищите мальчика" ("Chercher le garçon").
Выставки в этом музее постоянно меняются, текущая будет только до 30 августа.
Но это ж современное искусство! Там точно появится что-нибудь похожее!
Кстати, а что вы думаете о современном искусстве?

Вы тоже можете стоять перед инсталляцией из 25 пенисов и задумчиво качать головой?
Вы тоже можете смотреть на 50 почти одинаковых фотографий артиста, страдающего нарцисизмом в тяжелой форме, и оценивать его тонкое чувство юмора?
Вы тоже можете заметить гениальность задумки в белой коробке, на которой стоит пара коричневых кожаных ботинок? Вот так просто на полу? Посреди зала?
Вы тоже восхищаетесь голым мужчиной, который привязал курицу к своему пенису (да, это красная нить экспозиции), и прогуливается по Трокадеро?

Объясните и мне, пожалуйста!

Вы, наверное, мной побрезгуете..
Скажите: "Эх, деревня.. Что этим объяснять?"
Этим нужен фаст-фуд. Им нужна простая и понятная еда, чтоб набить чем-то свой желудок. Вкус соуса из Бик Мака - и во рту хорошо.
А есть другие. Есть те, которые понимают гастрономическую кухню. Листочек салата на большой тарелке, где соус подается в трех капельках. Они его едят полчаса, в то время, как первые уминают свой сендвич и картошку-фри за 10 минут.
И вот в один прекрасный день, фаст фуд лаверы решают прикоснуться к высокой кухне. Попробовать понять. Ощутить то, что приводит в экстаз других. Они даже делают вид, что им понравилось. Рассказывают друзьям. Они теперь немножко другие. Спешл. Им стало доступним то, что раньше было чужим. Недосягаемым. И не важно, что желудок урчит. Он-то не понял.

Вот мне иногда кажется, что на выставках современного искусства я - фастфуд потребитель, которому просто не дано.
А иногда мне кажется, что любители листочка салатика, размазанного на громадной тарелке, очень преувеличивают свою любовь к нему. Но имидж - все.

А может роль искусства - вдохновить на вопросы?
Тогда у меня получилось.

Конец.


Commentaires

  1. Ya tozhe sovremennogo isskusstva ne ponimayu, ni visual art, ni performance art, ni listikov salata, ni dazhe Picasso :) Ne dumayu, chto delo v "kolhoze", prosto takzhe kak k Luvru, k sovremennomu isskusstvu nuzhno gotovitsya. Po krayney mere ya sebe tak govoryu kogda vizhu korobku s botinkami.

    RépondreSupprimer
    Réponses
    1. Согласна, что подготовка к таким выставкам очень нужна. Но не за 10 минут до визита, а задолго до.

      Supprimer

Enregistrer un commentaire

Posts les plus consultés de ce blog

Как я нашла работу в Париже.

Как я на софрологию ходила

Парижское лето